Версия для слабовидящих

 

Управление образования

ban3

Яндекс.Погода

Итоги фестиваля "Ощути радость чтения"

  

1 апреля в Искровском доме культуре состоялся заключительный квест «По неведомым дорожкам» в рамках фестиваля «Ощути радость чтения».

Этому предшествовала длительная работа и школьников и педагогов. Ребята читали книги, писали резюме, письма героям произведений, стихи, монологи, делали поделки, рисовали … и всё это в рамках предложенного списка литературы. В этом году это были книги в жанре фэнтези и фантастики. А педагоги, как обычно, помогали советом, направляли, задавали вопросы…

На квест приехали команды из 7 школ. Они получили карты (маршрутные листы) и персонального помощника, который водил их по запутанным лабиринтам неведомых троп…

 

Материал из газеты "Черепановские вести" от 22 апреля 2022 г. №16:

 

От сказки до антиутопии

Литературные герои выбрались из книг и заставили молодёжь поломать голову

 

О проблеме содержания школьной программы по литературе можно разговаривать очень долго. Мнения педагогов на этот счёт зачастую не просто расходятся, но оказываются совершенно противоположными, однако многие согласны в другом: независимо от того, какие произведения дети проходят в школе, ограничиваться только этим вовсе не обязательно, читать что-то для себя в свободное от учёбы время можно и нужно. В конце концов, запрет на самообразование – это уже какая-то диктатура.

И тут возникает другой вопрос: а что именно стоит читать? Как не заблудиться в этом огромном океане информации? Детей помладше направят учителя и родители, старшеклассники разберутся сами (в крайнем случае, сами же и попросят что-нибудь посоветовать, если возникнет необходимость), но, помимо очевидных решений, юные читатели могут найти ответы на свои вопросы в различных образовательных проектах и литературных фестивалях.

Один такой фестиваль, организованный межшкольным информационно-методическим центром развития образования, ежегодно проходит в нашем районе, начиная с 2012 года, под вдохновляющим названием «Ощути радость чтения». На фоне приевшегося «выучи стихотворение к среде» и «напиши сочинение к пятнице» для детей это если не глоток свежего воздуха, то, во всяком случае, возможность заново примерить на себя роль читателя – уже немного иначе, с другими установками.

Участие принимают школьники 4–11 классов. Список литературы каждый год составляется тематический, в этом году в него вошли фантастические и фэнтезийные тексты. Жанровые границы здесь, как известно, достаточно размытые, так что в итоге список получился колоритный – от сказки до антиутопии: ученики 4–6 классов читали «Улыбку» Рэя Брэдбери, «Гарри Поттера» Джоан Роулинг и «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, участники от 7–8 классов – роман «Гимназия № 13» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, «Повелителя мух» Уильяма Голдинга и «Аэлиту» Алексея Толстого, а старшеклассники – «Человека-амфибию» Александра Беляева, «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза и «1984» Джорджа Оруэлла.

Сам фестиваль – больше проект, чем конкретное событие. В нём участвовали 102 ученика из 15 школ района. Он начался в ноябре и закончился первого апреля. До Нового года школьники читали произведения, а до конца февраля создавали, оформляли и сдавали на оценку жюри собственные работы, вдохновлённые книгами: эссе, письма героям произведений, сценарии или даже записи театральных постановок, художественные монологи, читательские дневники, рецензии, рисунки – и на этом список не заканчивается. На то и творчество, чтобы без границ.

Впрочем, одно очное событие всё же состоялось 1 апреля – игра-квест «На неведомых дорожках» в Искровском Доме культуры. С конкурсной точки зрения эта игра не была финалом самого фестиваля и к его результатам не имела отношения – допускались все, независимо от занятых мест. Но с точки зрения организационной получилось подведение итогов и последний, самый сложный вызов юным читателям, ведь все задания напрямую касались содержания прочитанных произведений.

Попробовать свои силы решили команды из семи школ. Квест представлял собой классическое путешествие по «станциям» – всего их было восемь, и на каждой за выполнение всех заданий команды получали награду.

На станции «Картинная галерея» пригодились рисунки участников фестиваля – хозяйка галереи в образе волшебницы предлагала школьникам по содержанию картины определить произведение, к которому отсылает работа, и его автора.

В «Министерстве правды» ребята погрузились в антиутопию Оруэлла «1984». Их ждала довольно суровая девушка в рабочем комбинезоне, не упускавшая случая напомнить детям о необходимости следить за своей осанкой и быть расторопнее в выполнении заданий, ведь старший брат за ними следит. Самым интересным заданием оказался перевод слов на оруэлловский «новояз»: «Министерство правды», например, превратилось в «миниправ».

В «Лаборатории» школьников встречали двое учёных из рассказа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Они предложили детям примерить шлем мозговой активности и пройти те самые лабиринты, над которыми ломали голову герои рассказа – уборщик Чарли Гордон и лабораторная крыса Элджернон.

Сумасшедший профессор и Кот учёный на своих станциях старались вытащить из читателей чуть ли не всю информацию, которую они могли запомнить из прочитанных текстов. Профессор просто оказался дотошным собеседником, а Кот – кстати, из «Гимназии № 13», а не пушкинский – придумал целую викторину.

А вот его коллега Русалка предлагала достать жемчужное ожерелье из специальной чаши, заполненной водой, к которой нельзя было прикасаться руками. Кто-то пытался достать ожерелье ртом, кто-то – соломинками для коктейлей, а кто-то выпивал всю воду и спокойно забирал своё. Здесь соединились сразу два произведения: Русалка – из того же романа «Гимназия № 13» (да-да, тоже не пушкинская, хоть станция и называлась «На ветвях»), а содержание самого задания отсылает к «Человеку-амфибии». Кстати, идею осушить чашу ребята вполне могли умыкнуть из романа «Гарри Поттер и Принц-полукровка».

Станция, посвящённая приключениям юного волшебника, тоже была. В таинственном полумраке старая волшебная шляпа заставила поломать голову над загадкой. В результате команды создавали собственные рецепты магических зелий с подробными описаниями: из чего состоит, чем пахнет, какой имеет цвет, какой оказывает эффект. Подбирали вполне ожидаемые ингредиенты – лапки паука, слёзы мандрагоры и прочее магическое нечто, но одна из команд внезапно выдала рецепт плова с сухофруктами. Не специально – просто так получилось, что если их «зелье» приготовить по-настоящему, то получится подобное блюдо.

Наконец, на станции «Что в руке?», где учеников встречала собственной персоной облачённая в плащ и золотую маску хозяйка «Неведомых дорожек», по которым они всё это время путешествовали, от команды требовалось выдвинуть одного добровольца, который пытался на ощупь определить, что за предмет поместили ему в руку. Это были очки Гарри Поттера, цилиндр Безумного Шляпника, жемчуг и даже настоящие жабры из «Человека-амфибии» и многое другое.

Наградами за выполнение заданий служили части цифрового шифра, разгадка которого и определила команду-победителя всей игры, – на первом месте оказались ребята из Пятилетской школы.

А за образами сказочных персонажей, кстати, скрывались работники Искровского Дома культуры – Нина Николаевна Гамануха, Светлана Андреевна Петерс, Тарас Сергеевич Гамануха, Матвей Константинович Печенников, Павел Андреевич Петерс, Евгения Валерьевна Зарецкая, Юлия Николаевна Янкина, Евгения Владимировна Елисеева. За золотой маской пряталась Юлия Сергеевна Протасова, учительница русского языка и литературы Искровской школы.

В рамках ежегодного фестиваля такая игра в этом году состоялась впервые. И, судя по восхищённым отзывам детей, вполне можно предполагать, что это – начало доброй традиции.

Владислав Филькин.

Фото предоставлены районным информационно-методическим центром развития образования.